15 July, 2008

The Washington Post: Война, которую должен остановить Запад

The Washington Post: Война, которую должен остановить Запад
Reuters

Только США под силу остановить
антигрузинскую и антиукраинскую
политику России

Москва пришла к выводу, что кардинальные демократические преобразования в таких странах, как Грузия и Украина, - это угрозы, которые следует ликвидировать, пишет сегодня Рональд Д. Асмус, побывавший на недавнем Ялтинском саммите, в американском издании The Washington Post.


Предчувствие войны между Грузией и Россией носится в воздухе. Подобная война может повлечь за собой дестабилизацию обстановки в регионе, имеющем решающее значение для поставок энергоносителей на Запад, а также вконец испортить отношения между Россией и Западом. Конфликт из-за Грузии может стать одной из тем президентской избирательной кампании в США. Реакция на эти события, вероятно, станет для Барака Обамы и Джона Маккейна экзаменом на потенциальные способности главнокомандующего.


Подлинная проблема состоит в том, что Москва стремится подчинить себе Тбилиси и воспрепятствовать стремлению Грузии в западный лагерь.


На первый взгляд, спор касается будущего Абхазии – провинции, отколовшейся от Грузии и являющейся средоточием так называемого "замороженного конфликта". Однако подлинная проблема состоит в том, что Москва стремится подчинить себе Тбилиси и воспрепятствовать стремлению Грузии в западный лагерь. Россия уже несколько лет ужесточает свой курс в отношении сопредельных с ней стран. Москва пришла к выводу, что кардинальные демократические преобразования в таких странах, как Грузия и Украина, - это угрозы, которые следует ликвидировать. И "замороженными конфликтами", в частности в Абхазии и Южной Осетии, она пользуется, чтобы восстановить свою сферу влияния. Когда в Вашингтоне президент - "хромая утка", а в Европе начинается сезон отпусков, Москва, возможно, чувствует свой шанс раз и навсегда "разрешить" проблему.

Этот новейший раунд российской агрессивности начался после того, как Запад в феврале признал промежуточную независимость Косово, а НАТО в апреле на своем саммите в Бухаресте провалило попытку предоставить Грузии и Украине план действий по вступлению в альянс. За истекший период Москва приступила к ползучей аннексии Абхазии, в том числе предприняла ряд незаконных шагов, призванных укрепить ее военную мощь и спровоцировать Тбилиси на действия, которые могут повлечь за собой дальнейшее вооруженное вмешательство России.


На Западе многие испытывают соблазн повернуться к происходящему спиной. Как-никак этот кризис создает чувство неловкости. Грузинская демократия далеко не идеальна, а Тбилиси определенно совершил ряд собственных ошибок. У России новый президент, который, как мы все надеемся, окажется более либеральным и открытым Западу. Нам также необходимо, чтобы Москва выступала в ООН единым фронтом с Западом по различным проблемам: по Ирану, Северной Корее, Зимбабве. Для жестких позиций момент неудачный. Самый легкий выход – ошибочно заявить, что все стороны по-своему немножко виноваты, и призвать к дальнейшим дипломатическим усилиям.


Но такая постановка вопроса не уменьшает, а увеличивает вероятность войны на Кавказе.


Россия стремится пересмотреть в своих интересах правила европейской безопасности, установившиеся после холодной войны.

Несмотря на все ее недостатки, Грузия – величайшая надежда региона на развитие по демократическому пути. Если "революция роз" потерпит фиаско, другого шанса на перемены к лучшему нам придется ждать до прихода следующего поколения как минимум. На кон поставлены ключевые принципы, в том числе суверенитет и территориальная целостность. Россия стремится пересмотреть в своих интересах правила европейской безопасности, установившиеся после холодной войны.


Кроме того, поскольку Грузия считается подопечной Америки, речь идет также о престиже Соединенных Штатов. "Революция роз" вдохновлялась американскими ценностями. Тбилиси проводит экономические реформы в американском духе, посылает своих военнослужащих в Ирак и хочет вступить в НАТО. Регион выжидает, чтобы проверить, вмешается ли в происходящее Вашингтон, и если да, то как скоро. Если мы не попытаемся помешать стремлению России выйти за рамки, то страны региона - от Азербайджана до нефтегазодобывающих государств Центральной Азии - соответствующим образом пересмотрят свои расчеты.


Есть один способ прекратить эти российские игры по давлению на Грузию - следует проявить солидарность с нашими европейскими союзниками. Так мы сможем обозначить четкий предел и заявить Москве, что если она не откажется от своей агрессивной политики, то это по-настоящему скажется на наших отношениях с Россией. Грузии, со своей стороны, также нужно предпринять действия для разрядки напряженности. Однако Тбилиси не в силах разрешить этот кризис в одиночку. Чтобы остановить сползание к войне, Западу потребуется свернуть горы. В краткосрочной перспективе нам следует не допустить, чтобы конфликт вспыхнул этим летом. В среднесрочной перспективе нам нужно, чтобы Москва свернула ползучую - и незаконную - аннексию Абхазии. В дальнейшем нам необходимо наладить подлинный процесс мирного урегулирования, который приведет к окончательному разрешению конфликта.


Крым может стать следующей мишенью, если Москва подчинит своей воле Грузию и переключится на Украину. Эти страны при всех своих недостатках в XXI веке заслуживают лучшей участи. Они должны быть вольны выбирать собственный путь и превратиться в нормальные демократии, что касается и вступления в ЕС или НАТО, если им того захочется.

Госсекретарь Кондолиза Райс наконец-то занялась этим вопросом лично. Президенту Бушу тоже следовало бы подключиться. В конце концов, организатором этой антигрузинской кампании является Владимир Путин, близкими отношениями с которым Буш гордится. Если Маккейн и Обама распространят заявления, в которых выразят энергичную поддержку Грузии, Москва перестанет питать иллюзию, будто ее действия в ближайшие месяцы не скажутся на американо-российских отношениях, какой бы из двух сенаторов с января будущего года ни стал президентом.


В минувшие выходные я присутствовал на конференции в Ливадийском дворце в Ялте. Находясь на том самом месте, где Франклин Делано Рузвельт и Уинстон Черчилль в феврале 1945 года смирились перед желанием Иосифа Сталина заполучить сферу влияния, я невольно задумался о цене и последствиях признания сфер влияния в сегодняшнем мире. Многие подозревают, что Крым может стать следующей мишенью, если Москва подчинит своей воле Грузию и переключится на Украину. Эти страны при всех своих недостатках в XXI веке заслуживают лучшей участи. Они должны быть вольны выбирать собственный путь и превратиться в нормальные демократии, что касается и вступления в ЕС или НАТО, если им того захочется. Поэтому сегодня мы должны поддержать Грузию. В 1945 году мы поступили неверно, приняв требования Москвы о сфере влияния. Это будет неверно и сегодня.


Автор – исполнительный директор Transatlantic Center (Нью-Йорк), руководитель отдела стратегического планирования German Marshall Fund of the United States. В статье изложены его личные воззрения.


Перевод с английского ИноПресса.

No comments: