16 November, 2009

Прага: 20 лет «бархатной революции»

Бархатная революция 1989 года в Чехословакии выплеснулась на улицы из аудиторий философского факультета Карлова университета в Праге. В память о событиях осени 1989 года 14 ноября на факультете философии прошла конференция «Свобода и ее противники».

Среди участников – бывший президент Чехии Вацлав Гавел, французский философ Андре Глюксман, главный редактор польской «Газета Выборча» Адам Михник, бывший американский госсекретарь Мадлен Олбрайт, английский драматург Том Стоппард, чешский диссидент и журналист Ян Урбан и многие другие более или менее известные люди.

Выступавшие говорили о свободе, о ее защитниках и ее противниках. Философы и политики, ученые и журналисты делились со слушателями своими философскими представлениями о свободе и ее значении для общества. Аудитория философского факультета была забита до отказа. Многие студенты и аспиранты университета сидели в проходах и на лестнице.

Европа начала меняться в 1989 году и отголоски тех событий будут слышны еще и в будущем, - говорил Андре Глюксман. Всего лишь через 50 лет после окончания кровопролитной Второй мировой войны около трети стран, находившихся под гнетом социализма, стали свободными. Эта революция сражалась не только за свободу и независимость; она стремилась избавиться от самой большой лжи ХХ столетия. "Революция сражалась за правду, за истину – это была ее духовная суть", - говорит Андре Глюксман.

"Это очень важно, - говорит французский философ, - потому что свобода без истины – эта анархия, которая не знает никаких границ, и в которой нет различия между добром и злом. Такая свобода без истины ведет к нигилизму и мы можем видеть его проявления, например, в Африке, где дети берут в руки оружие; нигилизм российского государства или индивидуальный нигилизм террористов-смертников из Аль-Кайеды, которые готовы пожертвовать своей жизнью чтобы лишить свободы других людей. Я считаю самой большой заслугой этой диссидентской революции 1989 года то, что она объединила свободу и истину", - говорит Андре Глюксман.

Об отношении к свободе в современной Чехии говорил чешский юрист и политолог Петр Питхард (Petr Pithart). Для многих свобода заключается в благосостоянии или даже ограничении свободы других людей, что мы видим при стремлении к гомогенности нации. Некоторые, ради идеологии готовы отдать свою свободу в руки авторитарных правителей, - сказал Петер Питхарт.

"Я несколько раз сидел, - рассказывал бывший президент Вацлав Гавел, - и потом с практической точки зрения занимался феноменом постюремного психоза. Привыкнув к тому, что в тюрьме за самого заключенного все решения принимает тюремное начальство, люди после освобождения теряют способность принимать самостоятельные решения. Это ломает психику некоторым людям. Некоторые даже тоскуют по тюрьме, где им ничего не надо решать", - поделился своими наблюдениями Вацлав Гавел.

Для многих составляет проблему оставаться на воле наедине с самим собой, после того, как долгие годы в тюрьме постоянно находился в коллективе. «Освободившись, я иногда звонил своим друзьям и просил их срочно придти ко мне в гости», - рассказал бывший политзаключенный. Это постюремное состояние я сравниваю с состоянием нашего общества после 1989 года, - говорит Вацлав Гавел.

Еще много людей поддерживает коммунистов, потому что те дают какие-то гарантии, определенность, спокойствие и готовы решать за людей их проблемы. В каждом из нас в той или иной мере живет желание вернуться за решетку, чтобы избавиться от тревожной и тяжелой свободы выбора. Коммунисты как раз и предлагают такой «комфорт», утверждая, что только они понимают, как устроен этот мир. В некоторых странах и сегодня есть все знаки демократии, но это только формально, а по сути власть манипулирует обществом, - говорит Вацлав Гавел.

Вопрос, по его мнению, состоит в том, будет ли общество сопротивляться этим манипуляциям или все по одному последуют в Сибирь вслед за Ходорковским. Мы должны помнить об этом, и о том, что эта глава не закончена. Возможно, тоталитарный режим заканчивает свое существование в классическом виде и находит теперь иные формы существования и управления обществом. Мы должны научиться адекватным образом воспринимать ситуацию не только в нашей стране, но и за ее пределами, - закончил свою речь под шквал аплодисментов Вацлав Гавел.

Александр Подрабинек, для Международного Французского Радио, Прага | rfi.fr

No comments: