27 April, 2009

Росія: вибори мера Сочі

Передвиборчий штаб Бориса Нємцова оголосив результати екзит-полів на виборах мера Сочі, повідомляє Газета Ру.

За його даними, 46% виборців проголосували за Пахомова, 35% за Нємцова і ще 17% за комуніста Дзаганію.

Представники штабу Нємцова відзначають, що поки не відомий розклад по 30 тис бюлетенів тих, хто голосував достроково. А ця інформація тим більше важлива, що ще вчора таких осіб було всього 5% від числа виборців, а зараз їх уже 11%.

Цікаве інтерв‘ю пана Нємцова радіо "Ехо Москви"

Е. БУНТМАН: 21-08. Это программа «Одним словом». До конца этого часа с вами буду я, Евгений Бунтман. Первые 20 минут из этого часа с нами будет один из кандидатов в мэры Сочи Борис Немцов. Добрый вечер, Борис Ефимович.

Б. НЕМЦОВ: Добрый вечер.

Е. БУНТМАН: У нас есть результаты пока только вашего штаба, по которым у Анатолия Пахомова от «Единой России» 46,5%, у вас 35,2%, на третьем месте Юрий Дзагания, коммунист – 13,4%. Т.е. по вашим результатам вы проходите во второй тур.

Б. НЕМЦОВ: Да. Действительно, у нас сегодня на 15 избирательных участках работали социологи, которые делали замеры. Замеры проходили с 9 утра до 7 вечера. Опрошено около 2600 человек, цифры мы назвали абсолютно точные. Единственное, что надо иметь в виду, что здесь, в Сочи, беспрецедентное досрочное голосование.

Е. БУНТМАН: Это треть от всех проголосовавших.

Б. НЕМЦОВ: Да, это треть, проголосовало около 30% избирателей, что, наверное, близко к какому-то рекорду.

Е. БУНТМАН: Почему 30? Там была официальная цифра 10%.

Б. НЕМЦОВ: 10% от общего числа избирателей. Но от пришедших на выборы это 30% получается.

Е. БУНТМАН: Т.е. наоборот.

Б. НЕМЦОВ: Нет.

Е. БУНТМАН: От общего числа избирателей – 30%, от тех, кто пришел на выборы, – 10%.

Б. НЕМЦОВ: Еще раз. Из тех, кто пришел на выборы, 30% проголосовало досрочно.

Е. БУНТМАН: Понятно. И вы считаете, что за этим массовая фальсификация.

Б. НЕМЦОВ: Да. Дело в том, что досрочно голосовали, мы знаем как, у нас в Интернете вывешены все картинки. Людей свозили автобусами, в основном это учителя, врачи, это воспитатели детских садов, это военные, это милиция, это дворники, сантехники и так далее. Т.е. это те люди, которые на 100% зависят от бюджета, зависят от властей, краевых или местных. Этим людям говорилось, что они обязаны идти голосовать досрочно, если они не хотят лишиться работы и не хотят лишиться зарплаты.

Поскольку в Сочи высокая безработица и очень низкие заработные платы, бедность – главная проблема города, как и во многих других городах страны, естественно, люди боятся потерять последний кусок хлеба. И поэтому из-под палки, под давлением шли голосовать. Предсказать итоги досрочного голосования мы не можем, потому что понятно, как они проводились. Но есть гипотеза, что огромное количество людей под давлением и под страхом голосовали за кандидата от кубанской власти.

Е. БУНТМАН: Т.е. пока это главная претензия.

Б. НЕМЦОВ: Если говорить о претензиях…

Е. БУНТМАН: Мы результатов официальных, которые Избирком объявит, пока не знаем. Обещали только в 22 часа по Москве объявить результаты. Наверное, пока предполагать рано. Давайте с вами подведем некоторые итоги избирательной кампании.

Б. НЕМЦОВ: Давайте. Если говорить о выборах в Сочи, то они характеризуются четырьмя особенностями. Первая особенность – в городе Сочи, в моем родном, нет средств массовой информации, они уничтожены. В городе Сочи есть средства массовой дезинформации, манипуляции, клеветы и кубанской пропаганды. Т.е. телеканалы дружно, в письменной форме отказались от освещения выборов, даже за деньги. Второе – то же самое сделали радиостанции, причем далекие от политики радио «Шансон», «Авторадио» и «Русское радио» сделали это как-то хором, одновременно, даже после того, как мы с ними заключили контракты на участие в кампании. И потом то же самое сделали все газеты, включая газету «Черноморская здравница». Таким образом, была обеспечена 100-процентная блокада для всех оппозиционных кандидатов.

С другой стороны, тут же была включена пропагандистская машина. Есть на Кубани такой местный Геббельс, Мурат Ахеджак, он является заместителем губернатора Кубани Ткачева. Он фабриковал клеветнические фильмы с участием известных продажных людей, таких как Павловский, Доренко, а также еще участвовал рецидивист Климентьев. Эти фильмы прокручивали 50 раз в течение всей кампании. Откуда можно было узнать, как я развалил Советский Союз, продал родину парижскому клубу, уничтожил Нижегородскую область и являюсь при этом корейским шпионом. Когда я требовал дать мне возможность по закону о СМИ ответить, все так называемые средства массовой информации молчали. И ни одной секунды (я подчеркиваю – ни одной секунды) времени на ответ не было.

За все время кампании ни один сочинский журналист так и не осмелился взять у меня ни одного интервью, ни одного комментария. Освещение выборов в городе Сочи в самом городе было на нулевом уровне. В Москве, в том числе благодаря «Эху Москвы» о выборах в Сочи знали больше, чем большинство сочинцев.

Вот эта манипуляция общественным мнением – это и есть очень существенная часть фальсификации. Второе – досрочное голосование. Оно началось 15 апреля, т.е. за 11 дней до выборов. Людей свозили автобусами, были разнарядки. Сначала полторы тысячи людей голосовало, потом разнарядка увеличилась до 2,5 тысяч. Но вчера произошла метаморфоза. В субботу днем 14 тысяч человек досрочно проголосовали, а уже сегодня утром руководитель сочинской избирательной комиссии сообщил, что проголосовало 30 тысяч. Таким образом, средств массовой информации нет, есть только пропаганда, клевета и выполнение воли кубанской власти. Вторая особенность – это массовое участие спецслужб в этой кампании.

Е. БУНТМАН: И в чем это выражалось?

Б. НЕМЦОВ: В массовых арестах моих агитаторов, в аресте моей самой большой агитационной партии продукции, это грузовик, где было 125 тысяч экземпляров газет и листовок. Это участие спецслужб в перечислении мне на счет в США пяти тысяч долларов. Это провокация, которую мы, слава богу, раскрыли. Они хотели снять меня с выборов. Преследование и слежки за моими активистами, прослушивание всех телефонных аппаратов, запугивание людей, которые входили со мной в контакт.

Е. БУНТМАН: Борис Ефимович, я вас все-таки буду прерывать, потому что у нас не так много времени. Понятно. Вы считаете, что власть работала целенаправленно против вас. Почему вас вообще оставили на этих выборах? Почему вас не сняли? Лебедева сняли, вас не сняли.

Б. НЕМЦОВ: Это очень хороший вопрос. На самом деле две причины есть. Дело в том, что это все-таки олимпийская столица-2014. Выборы сами по себе – это была лобовая схватка между вот этой вертикалью власти во главе с Путиным и демократической оппозицией. Кстати, это впервые за годы правления Путина такая лобовая схватка власти и демократической оппозиции.

Е. БУНТМАН: А почему ее допустили-то тогда?

Б. НЕМЦОВ: Объясню. Потому что они не хотят, чтобы Сочи лишился статуса олимпийской столицы. Очевидно, что если мэр будет выбран мошенническим путем (а снятие оппозиции с выборов – это очевидное мошенничество), то это основание для того, чтобы выборы были признаны мировым сообществом как мошенничество, и в дальнейшем это могло быть использовано для того, чтобы лишить Сочи столицы Олимпиады. Это первое.

Вторая причина, менее тривиальная, состоит в том, что власти решили показать, что оппозиция в России никчемная (неразборчиво), мало голосов. Т.е. главная их задача была растоптать оппозицию. Именно поэтому вся вертикаль, причем самая ее гнусная часть – кубанская, а также Москва, активно была включена в процесс. Причем Москва включена в полном объеме. Вы, наверное, обратили внимание, что ни один из федеральных каналов вообще не употреблял слово «Сочи», слово «Олимпиада» и слово «выборы». Эти слова были запрещены на протяжении всех предвыборной кампании.

Е. БУНТМАН: Возможно. Я так детально не следил, но вполне допускаю. Вам пришел вопрос от Сергея, бизнесмена из Москвы, бывшего нижегородца, кстати. «Уважаемый Борис Ефимович, очевидно, что уровень фальсификации будет такой, какой необходим для победы вашего конкурента. Ваша послевыборная стратегия при проигрыше в первом туре или во втором». Если вы победите, понятно, что вы будете делать. Вы оглашали вашу программу как мэра. Если вы проиграете сейчас или во втором туре, если вы в него выйдете, что вы будете дальше делать?

Б. НЕМЦОВ: Я вам расскажу прямо немедленно, что я собираюсь делать. Первое – мы настаиваем на раздельном подсчете голосов при досрочном голосовании и голосов, отданных за кандидатов сегодня. Мы убеждены, что вот эти 30 тысяч голосов, 30% голосов, которые досрочно проголосовали, они были проголосованы под диким давлением и шантажом. И это чистой воды мошенничество, это предмет для уголовного разбирательства и для судебного разбирательства. Что касается дальнейшего, то мне представляется, что опротестование итогов выборов, на основе нарушения Конституции, закона о выборах – это ровно то, чем займутся мои адвокаты.

Е. БУНТМАН: Т.е. будете всячески опротестовывать и добиваться…

Б. НЕМЦОВ: Евгений, я хочу, чтобы вы понимали. Первое: город Сочи – это город беззакония. В городе Сочи растоптана Конституция, все базовые права граждан – право на информацию, право на свободный выбор, право на политическую конкуренцию – вот эти все права растоптаны. Я должен сказать, что Басманный суд – образец порядочности, честности и законности по сравнению с сочинским судом. Если бы вы знали, как здесь Лебедева снимали, это просто песня. Т.е. здесь растоптаны права, растоптаны законы и растоптана Конституция. В принципе, у нас есть гарант – номинальный – Конституции, который очень хорошо знает ситуацию в Сочи (я в этом просто уверен) и должен был вмешаться. Поскольку он не вмешивается, значит, будут гражданские люди в это вмешиваться.

Е. БУНТМАН: И гарант Конституции говорил, что выборы очень интересные.

Б. НЕМЦОВ: Гарант Конституции сказал гораздо более оскорбительную для сочинцев вещь. Он сказал, что в Сочи полноценная политическая борьба – цитата, это сказал Дмитрий Анатольевич Медведев. Вот это сочинцы восприняли как оскорбление и плевок. Потому что очевидно совершенно, что здесь не просто политическая борьба, а здесь был тотальный, наглый беспредел.

Я уже не говорю про провокации в виде плескания в физиономию нашатырного спирта. Я уже не говорю про всякие подлости, которые они устраивали по отношению к моим товарищам, это отдельная история. Но называть это всё полноценной политической борьбой ни у одного нормального человека язык не повернется. Сочинцы реально это воспринимают в лучшем случае как неуместную шутку, а в худшем случае просто как издевательство главы государства над тем, что в городе происходит.

Главное не в том, что они в отношении меня нарушали закон, Конституцию, я-то человек достаточно сильный и опытный. А главное, что они издеваются над народом. Здесь я не видел ни одного человека, который бы сказал, что он добился правды и справедливости в суде. Я не видел ни одного человека. Ни одного бизнесмена, ни одного ветерана, ни одного молодого человека. Ни одного.

Здесь студентов заставляют вступать в партию «Единая Россия», потому что иначе они не смогут найти работу. Здесь очень многие люди боятся мне пожимать руку, потому что говорят, что если фотография с пожиманием руки Немцову где-то появится, то они лишатся работы, их выгонят из университета. Здесь многие боятся давать интервью, потому что считают, что это основание для репрессий против них. Здесь бизнесмены тут же получают десять проверок, если я пришел к ним и встретился с их сотрудниками. Здесь мои родственники боятся со мной встретиться. Ни один из моих родственников в Сочи за всё время предвыборной кампании со мной не встретился. Здесь вершина путинизма, я хочу вам сказать. Тотальный беспредел.

Е. БУНТМАН: Печальную картину вы нарисовали.

Б. НЕМЦОВ: Я просто рассказываю… Дело в том, что я, в отличие от остальных кандидатов, встречался с народом. Это был единственный способ агитации. Я встретился более чем с пятью тысячами избирателей, от Лазаревского до Адлера.

Е. БУНТМАН: Но это ведь скорее плюс.

Б. НЕМЦОВ: Это, безусловно, огромный плюс. Я проблемы города знаю. Знаю не понаслышке. Я просто ощущаю город почти кончиками пальцев. И очень хорошо понимаю, что тут происходит. Я могу сказать, главная проблема Путина – это то, что он страну поверг в атмосферу абсолютного бесправия, абсолютного беззакония и абсолютного нарушения гражданских прав.

Е. БУНТМАН: Борис Ефимович, совсем немного времени уделим лично вашим достижениям и неудачам во время избирательной кампании. Были ведь какие-то неудачи и были какие-то очевидные достижения, как, например, встречи, как вы выразились, агитация по чебуречным.

Б. НЕМЦОВ: Я научился партизанской кампании. Хотя мне в этом году 50, но тем не менее встречи в электричках, в чебуречных, в кафе, встречи на улицах, встречи в такси, в маршрутках и так далее. Это просто незабываемо. Или просто на улице спонтанно вдруг люди меня окружали, мы начинали разговаривать на важные для людей темы. Я думаю, что у меня у единственного в России сейчас такой богатый опыт такой кампании. Второе – у меня была очень классная команда. Я надеюсь, что она останется. Несмотря на прессинг и репрессии, люди держались друг друга. Это было замечательно.

Если говорить о недостатках, то, конечно, нам не хватало материалов агитационных и не хватало нам достаточного количества агитаторов. Мы просто не успели. Дело в том, что Сочи очень растянутый вдоль берега город, 40 километров, с очень большим количеством сел, аулов. И нужно иметь тысячи агитаторов, для того чтобы охватить всех граждан. Мы не смогли этого сделать. Мы не достучались до каждого. И это, конечно, проблема. Но в условиях информационной блокады, в условиях, когда ни одно СМИ не давало о нас никакой более-менее объективной информации, я считаю, что это издержки, но это связано, видимо, со скоротечностью кампании.

Е. БУНТМАН: Мурат, предприниматель из Кабардино-Балкарии, вызывает вас на откровенность: «Правда ли, что вы реально верили в победу на выборах?» Мурат в этом сомневается, пишет: «Не кажется ли вам, что с точки зрения доверия избирателей правильнее себя позиционировать в соответствии с реалиями?»

Б. НЕМЦОВ: Мурат, я хочу вам сказать одну простую вещь. Если бы в городе Сочи состоялись единственные теледебаты мои с Пахомовым, это представитель кубанской власти и Путина, единственные теледебаты, которые длились бы полчаса, в первом туре я бы получил 70%.

Е. БУНТМАН: Мурат вас просит действовать в соответствии с реалиями. Вы же не могли, наверное, реально предполагать, что вам дадут полчаса дебатов.

Б. НЕМЦОВ: Секундочку. Во-первых, я на старте кампании считал, что в городе хотя бы остатки российских законов действуют. Так вот по российским законам государственные телеканалы обязаны за деньги предоставлять эфир. Здесь растоптан закон. Поэтому реалии такие: когда всё перекрыли, и я встречался с утра до ночи с народом везде, тогда я верил – и сейчас верю, в эту секунду верю – в то, что должен быть второй тур, и там будет голосование протестное. Т.е. люди, которые сейчас за коммунистов голосовали, они за это коррумпированную кубанскую власть голосовать не будут. Не за Немцова будут голосовать, а просто против кубанской власти, вот и всё. Поэтому во втором туре, очевидно, что успех был гарантирован.

Е. БУНТМАН: Спасибо большое. У нас был один из кандидатов в мэры Сочи Борис Немцов, который – это мое личное мнение – сделал эту кампанию, во всяком случае, увлекательной. Спасибо большое, Борис Ефимович.

Б. НЕМЦОВ: Всего доброго.

Е. БУНТМАН: Да, мы с вами прощаемся. Постепенно будем переходить к следующей теме.

echo.msk.ru

No comments: